Анализ размещения государственных заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Омской области в 2007 году
Двухлетняя практика реализации в Омской области Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон) указывает на позитивные тенденции в деятельности всех участников данного процесса и, прежде всего, государственных и муниципальных заказчиков.
По данным управления государственного заказа Омской области Министерства экономики Омской области и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона общий объем закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд Омской области в 2007 году достиг 22149,4 млн. руб. (табл. 1).
Более половины закупок (61%) пришлось на государственный заказ, объем которого составил 13490,6 млн. руб. или 31,7% в расходах регионального бюджета.
В целом характер размещения государственного заказа, несмотря на недавний опыт применения Федерального закона, отмечен положительной динамикой. Возможность сокращения расходов, связанных с процедурами размещения заказов, в том числе посредством их укрупнения, а также эффективное планирование закупок способствовали значительному росту с 61,5% в 2006 году до 78,3% в 2007 году доли торгов (конкурсов, аукционов), объем размещений по которым достиг 10563,5 млн. руб. (рис. 1, 2). Кроме того, с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года № 609-р в Омской области освоена практика проведения наиболее прозрачной и экономически выгодной формы торгов – открытых аукционов, доля которых в общем объеме закупок составила около 3% или 391 млн. руб.
![]() Рис. 1. Динамика закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по способам размещения заказов
в 2006-2007 годах, млн.руб.
2006 год 2007 год
![]() ![]() Рис. 2. Изменение структуры государственного заказа в 2006-2007 годах
Активное проведение торгов повлекло за собой сокращение в 3,5 раза заказов, размещенных у единственного поставщика, доля которых составила 7% или 934,3 млн. руб. Вместе с тем, возрос удельный вес до 2,6% на сумму 356 млн. руб. закупок, производимых по запросам котировок цен, что связано, прежде всего, с увеличением суммы размещения заказов данным способом с 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Неизменной 12% или 1636,8 млн. руб. осталась доля закупок малого объема (до 60 тыс. руб. и с июля 2007 года – до 100 тыс. руб.).
Реализация основных задач и программ социально-экономического развития Омской области определили структуру произведенных закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд: более половины заказов (64% на сумму 6982,2 млн. руб.), размещенных способами проведения торгов и запросов котировок, пришлось на строительно-ремонтные работы, 21% на сумму 2277,6 млн. руб. – на оказанные услуги и 15% на сумму 1660,2 млн. руб. – на поставку товаров (рис. 3).
Среди закупленных товаров наибольший удельный вес заняли товары медицинского назначения (37,8% на сумму 627,9 млн. руб.) и продукты питания (12,7% на сумму 210,6 млн. руб.). Далее, практически в равных долях – автомобильная техника и топливо (соответственно 10% на сумму 165,2 млн. руб. и 8,5% на сумму 141,8 млн. руб.). Среди прочих товаров наибольший удельный вес имела вычислительная техника (5,6% на сумму 93,8 млн. руб.) (рис. 3).
![]() Рис. 3. Структура государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2007 году
Анализ произведенных закупок отдельных групп товаров показал на развитую конкурентную среду, сложившуюся на региональном рынке вычислительной техники, продукции текстильной и трикотажной промышленностей, продуктов питания, медикаментов, что подтверждено наибольшей эффективностью использования бюджетных средств размещенных заказов (более 10%) и среднем количестве участников 4 и более.
Исходя из структуры закупаемых товаров (работ, услуг) для нужд Омской области, сформировался перечень основных государственных заказчиков, включая подведомственные учреждения, на долю которых пришлась практически половина (49% или 5341,8 млн. руб.) объемов размещенных заказов. Среди них (рис. 4):
Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (18,7% на сумму 2068,7 млн. руб.);
Министерство строительства и ЖКХ Омской области (14,6% на сумму 1627 млн. руб.);
Министерство здравоохранения Омской области (11% на сумму 1104 млн. руб.);
Министерство труда и социального развития Омской области (5,7% на сумму 542,1 млн. руб.).
Доля остальных 25 государственных заказчиков в общем объеме государственных закупок составила 51% на сумму 5578,2 млн. руб.
Проведенный анализ показал, что удельный вес объемов размещенных государственными заказчиками заказов не всегда соответствовал числу объявленных (числу лотов), где лидерами стали: Министерство здравоохранения Омской области (902 лота), Министерство труда и социального развития Омской области (762 лота), Министерство образования Омской области (371 лот), Министерство культуры Омской области (254 лота) и Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (232 лота).
![]() Рис. 4. Соотношение объемов и количества размещенных заказов
основными государственными заказчиками в 2007 году
Рост количественных показателей, связанных с увеличением объемов размещенных заказов в 2007 году, сопровождался заметными качественными изменениями в закупочной деятельности Омской области. По итогам размещенного в 2007 году государственного заказа условная экономия бюджетных средств в результате снижения начальных цен контрактов составила 563,2 млн. руб. или 5%. Причем, несмотря на значительный удельный вес экономии бюджетных средств за счет проведения открытых конкурсов (458,6 млн. руб. или 81,4%), наибольшее снижение цен наблюдалось при запросах котировок (12,8%), а также в результате проведения наиболее эффективной формы торгов – открытых аукционов (11,8%) (рис.5).
![]() Рис. 5. Соотношение условной экономии бюджетных средств и экономической эффективности при размещении государственного и муниципального заказов в 2007 году
Существенным шагом в деле совершенствования закупочной деятельности в Омской области, повышения ее эффективности стало проведение в 2007 году совместных торгов (аукциона) на поставку продуктов питания для учреждений здравоохранения и образования. Как показал опыт регионов, кроме Омской области данная форма размещения заказов среди субъектов Сибирского федерального округа была применена лишь в Алтайском крае.
По результатам совместного аукциона условная экономия бюджетных средств составила свыше 3 млн. руб. или 7,4% к начальной цене государственных контрактов, что, позволило достигнуть значительного снижения закупочных цен, в том числе на молоко питьевое до 18,35 руб./л при среднерыночной цене 23 руб./л (рис. 6).
![]() Рис. 6. Итоги проведения совместных торгов (аукциона) на поставку продуктов питания для государственных учреждений здравоохранения и образования Омской области
в 2007 году
Положительные тенденции также подтверждаются сокращением числа обоснованных жалоб, поступивших в управление государственного заказа Омской области на действия (бездействие) заказчиков (рис. 7).
Наряду с положительной динамикой следует отметить сохранившийся в 2007 году высокий уровень несостоявшихся размещений заказов, в том числе по причинам отсутствия заявок (41% от общего числа объявленных лотов), поступления только одной заявки (13%) или допуска только одного участника (7%) (рис. 8).
Сложившаяся ситуация негативным образом влияет, прежде всего, на развитие конкурентной среды на областном рынке товаров (работ, услуг) и снижение в целом эффективности размещения заказов. В этой связи необходимо принятие государственными заказчиками более действенных мер, направленных на развитие добросовестной конкуренции за счет расширения возможности участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, а также на повышение качественного уровня подготовки размещаемых заказов с целью предотвращения нарушений и злоупотреблений в данной сфере.
Кроме того, недостаточно внимания со стороны государственных заказчиков уделяется вопросам участия субъектов малого предпринимательства в торгах. Из-за отсутствия контроля за реализацией положений статьи 15 Федерального закона, устанавливающей квоты в размере 10-20% от общего объема закупок для субъектов малого предпринимательства, последние участвуют в торгах на общем основании
2006 год 2007 год
![]() ![]() Рис. 7. Структура жалоб на действия (бездействие) заказчиков в 2006-2007 годах
.
![]() Рис. 8. Итоги размещения государственного и муниципального заказов в 2007 году
С целью реализации Федерального закона и повышения эффективности закупочной деятельности в регионе управлением государственного заказа Омской области организованы и проведены в 2007 году следующие мероприятия:
- совместно с ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» обучение 432 человек на базе НОУ «Омский Дом Знаний» (г. Омск) по курсу: «Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд»;
- консультационные семинары по темам:
«Порядок применения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, правила и процедуры размещения государственных и муниципальных заказов»;
«Порядок размещения заказов. Типичные нарушения и способы их избежания»;
«Совершенствование системы государственного и муниципального заказов как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств»;
«Государственные и муниципальные закупки в соответствии с новым законодательном»;
«Порядок проведения аукциона (семинар – тренинг)».
В качестве консультационной помощи государственным и муниципальным заказчикам разработаны и доведены до сведения методические разъяснения:
1. О порядке публикации в газетах и размещения на официальном сайте информации и сведений о размещении заказов;
2. О порядке изменения условий государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
3. О порядке заключения государственного (муниципального) контракта на поставку тепловой энергии и договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии;
4. О порядке согласования возможности размещения заказа для нужд Омской области и нужд муниципальных образований Омской области способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
5. О порядке проведения аукциона (сценарные условия).
В 2007 году Омская область впервые приняла участие в III Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ – 2007» (26-28 марта 2007 года, г. Москва). В состав официальной делегации вошли представители государственных и муниципальных заказчиков Омской области, исполнители приоритетных национальных проектов, а также представители бизнеса, являющиеся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственного заказа. В результате подобного экспозиционного решения Министерство экономики Омской области было отмечено дипломом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «За актуальную идею представления экспозиции и участие в Третьем Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ – 2007»1.
Достигнутые положительные результаты Омской области в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа были отмечены при проверке, проводимой по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО А.В. Квашнина. Кроме того, по итогам Национального рейтинга прозрачности закупок, целью которого является проведение объективного анализа процессов осуществления закупок государственными и муниципальными заказчиками и определение уровня прозрачности и эффективности их закупочной деятельности, Омская область получила оценку «ПР + высокая прозрачность».
Таблица 1
Характеристика размещения государственных и муниципальных заказов для нужд Омской области в 2006-2007 годах
* - данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области
1 В 2008 году Министерство экономики Омской области отмечено дипломом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «За большой вклад в подготовку и проведение Четвертого Всероссийского Форума-выставки «Госзаказ-2008».
|