О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 (в редакции от 8 апреля 2009 г. № 123) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд»


В целях реализации Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли подписан приказ Минэкономразвития России от 8 апреля 2009 г. № 123 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 427» (далее приказ № 123).
В связи с поступающими вопросами о применении приказа № 123 Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

Вопрос 1. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения?

Ответ. Приказ № 123 установил равный доступ к государственным закупкам для товаров российского происхождения и товаров белорусского происхождения по перечню, установленному вторым абзацем пункта 1.1 приказа.
До вступления в силу приказа № 123 положения приказа № 427 преференции предоставлялись участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары российского происхождения, по отношению к участникам размещения заказа, предлагающим к поставке товары, происходящие из иностранных государств, в том числе из Республики Беларусь.
Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
  1. заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
  2. предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
  3. в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского и белорусского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
  4. к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее, чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров белорусского происхождения. При этом заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащая предложение о поставке товаров белорусского происхождения, подана раньше заявки на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержащего предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров белорусского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в абзаце 2 пункта 1.1 приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Приказа, а часть не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в абзаце 2 пункта 1.1 Приказа, часть из которых является товарами белорусского происхождения, а часть российского или иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.

Вопрос 2. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию «цена контракта» участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств?

Ответ. Приказ № 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения конкурса (пункт 3 приказа № 427).
До вступления в силу приказа № 123 положения приказа № 427 предусматривали следующий порядок расчета размера преференций: повышающий 15 процентный коэффициент к цене контракта, предложенной в указанных заявках, рассчитывался от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ № 123) при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию «цена контракта» производятся с применением к цене контракта, предложенной в указанных заявках, повышающего 15 процентного коэффициента.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 000 000 рублей.
Заявка № 1 (российский товар) 800 000 рублей.
Заявка № 2 (товар иностранного происхождения) 700 000 рублей.
Показатели по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» в заявках № 1 и № 2 одинаковые.
Критерии оценки: 80 % - цена контракта (Kh = 0,8);
                        20 % - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (Kа = 0,2).
Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию «цена контракта»:
Для поставщиков, предлагающих российские товары:
Bhi = Kh * (Hmax Hi) / Hmax

Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
Bhi = Kh * (Hmax Hi * 1,15) / Hmax
При этом, если Hi * 1,15> Нmax, то Bhi принять равным нулю.
где:
Bhi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке на участие в конкурсе по критерию «цена контракта»;
Hmax начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;
Hi -  предложение i-го участника конкурса по цене контракта;
Kh весовой коэффициент критерия «цена контракта».
Таким образом, рейтинг участника конкурса № 1 (российский товар) равняется:
Bh«1» = Kh * (Hmax - H«1» ) / Hmax=0,8 * (1 000 000 800 000) / 1 000 000= 0,16
Рейтинг участника конкурса № 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Bh«2» = Kh * (Hmax (H«2» * 1,15)) / Hmax= 0,8 * (1 000 000 700 000 * 1,15) / 1 000 000= 0,156

Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
Таблица 1.
Рейтинг по критериям
Критерии установленные заказчиком
Предложения поставщиков
Весовой коэффициент
Максимальное значение
Предложение №1
(российский товар)
Предложение № 2
(товар иностранного происхождения)
H«1» = 800 000 руб.
H«2» = 700 000 руб.
по критерию «цена контракта» (Bh)
Khi = 0,8
Hmax = 1 000 000руб
Bh«1» = 0,16
Bh«2» = 0,156
по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» (Ba)
Kai = 0,2
Amax = 100 баллов
Решением конкурсной комиссии А «1» = 100 баллов


Ba«1» = 0,2
Решением конкурсной комиссии А«2» = 100 баллов

Ba«2» = 0,2
Итоговый рейтинг Bi = Bh + Ba
0,36
0,356
Результаты конкурса
1
2

Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, имеющим право на предоставление преференции (примечание к пункту 3 приказа).

Вопрос 3. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?

Ответ. Приказ № 123 изменил порядок расчета размера преференций при размещении заказов путем проведения аукциона (пункт 4 приказа № 427).
В соответствии с приказом № 427 контракт с победителем аукциона заключался по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с новым порядком (приказ № 123) в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены государственного (муниципального) контракта.

Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 000 000 рублей.
Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.

Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:

Bh = H * 0,85

где:
Bh цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.

Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Bh = H * 0,85 = 500 000 * 0,85 = 425 000 рублей.
Вопрос 4. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, при исполнении государственного или муниципального контракта?

Ответ.
Приказ № 427 дополнен новым пунктом 7 в соответствии с которым в государственном или муниципальном контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса или аукциона, с которым заключается государственный или муниципальный контракт и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Таким образом, заказчик включает в государственный или муниципальный контракт, сведения о стране происхождения товара на основании информации о стране происхождения товара, которую участник размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, указал (продекларировал) в заявке на участие в торгах.
В случае наличия у участника размещения заказа, с которым заключается государственный или муниципальный контракт, документа, подтверждающего страну происхождения товара, данные такого товара также вносятся в государственный или муниципальный контракт.
Требовать от поставщика в обязательном порядке предоставление документа, подтверждающего страну происхождения, заказчик не вправе.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.

Статс-секретарь заместитель
Министра экономического развития
Российской Федерации                                                                         А.В. Попова

От 18.08.2009 г. № 13498-АП/Д05

Статс-секретарь - заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы                                                                А.Ю. Цариковский

от 17.08.2009 г. № АЦ/27508