ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ НУЖД
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
Действующая в Омской области система государственных закупок обеспечивает реализацию приоритетных национальных проектов и социально значимых задач на территории региона посредством использования современных информационных технологий, проведения прогрессивных способов размещения заказов и способствует эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды, обеспечению гласности и прозрачности в управлении финансовыми ресурсами.
Сокращение объемов финансирования в отчетном году не изменило планируемую государственными заказчиками на 2008 год структуру государственных закупок, что в условиях снижения экономической активности позволило обеспечить реализацию поставленных задач и, прежде всего, социальной направленности.
Так, по итогам размещения заказов в 2008 году объем государственных закупок составил 10431 млн. рублей. Большую часть (46%) составили государственные заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры, 37% – государственные заказы на поставки товаров, значительную долю среди которых заняли товары медицинского назначения, топливо, продукты питания, транспортные средства и запасные части к ним, строительная техника (рис. 1).
Рис. 1. Структура закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области по итогам проведения торгов и запросов котировок в 2008 году
По итогам размещения заказов для государственных нужд Омской области за счет средств областного бюджета 2008 года заключено около 7,5 тысяч государственных контрактов 85,5 тысяч договоров.
Внесенные изменения в законодательство Российской Федерации о закупках преобразовали структуру размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг (рис. 2).
Рис. 2. Структура государственного заказа Омской области в 2007-2008 годах (по сумме размещений)
С утверждением Правительством Российской Федерации перечня товаров, работ и услуг, размещение заказов на поставки, выполнение и оказание которых осуществляется путем проведения открытых аукционов, их доля в структуре государственного заказа в сравнении с 2007 годом возросла с 3% до 44% в общей сумме заключенных государственных контрактов и сделок. Принятие обязательного «аукционного перечня» повлекло за собой снижение с 75% до 23% доли заказов, размещенных в форме открытых конкурсов. Вместе с тем отмечено возрастание доли запросов котировок в общей сумме заключенных государственных контрактов и сделок (с 2,6% до 4,5%) пропорционально увеличению предельного размера суммы размещения заказов данным способом (с 250 тыс. рублей до 500 тыс. рублей).
Аналогичным образом произошло возрастание доли закупок малого объема с 12,1% до 19,5% вследствие увеличения Центральным Банком России суммы расчетов между юридическими лицами по одной сделке с 60 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Практически неизменной осталась доля заказов, размещенных у единственного поставщика, подрядчика и исполнителя без проведения торгов и запросов котировок, что характеризует сохранение сложившейся на рынке государственных закупок Омской области конъюнктуры в отношении государственного спроса и предложений со стороны предприятий-монополистов на определенные виды услуг.
Произошедшие изменения в структуре, выраженные в увеличении доли наиболее эффективных способов и, прежде всего, открытых аукционов, положительным образом отразились на результатах размещения государственного заказа (рис. 3). Кроме того, усиление конкуренции в условиях сокращения бюджетных расходов способствовали росту экономической эффективности от размещения заказов с 5% в 2007 году до 8% в 2008 году.
Рис. 3. Соотношение экономии бюджетных средств и экономической эффективности
по способам размещения заказов в 2008 году
В рамках реализации областных целевых программ основная доля (70%) в общем объеме размещенного государственного заказа принадлежала главным распорядителям средств областного бюджета и бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерству здравоохранения Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству образования Омской области.
В целях совершенствования закупочной деятельности, повышения эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет укрупнения заказов, в 2008 году Министерство экономики Омской области продолжило работу по организации и проведению совместных торгов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Омской области.
Проведен совместный аукцион на поставку учреждениям здравоохранения и образования Омской области продуктов питания для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов.
В декабре 2008 года в соответствии с подписанным соглашением о проведении совместного конкурса размещен заказ на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности для шестнадцати органов исполнительной власти Омской области.
Существенным шагом в совершенствовании закупочной деятельности в регионе стало внедрение с июля 2008 года на официальном сайте Омской области в сети "Интернет" электронной торговой площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме с целью увеличения числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей для государственных нужд и создания условий для гарантированной равноправной конкуренции среди них.
Практика проведения открытых аукционов в электронной форме активно применена 40 государственными заказчиками, а также муниципальными заказчиками г. Омска, Нижнеомского, Полтавского, Таврического и Горьковского районов.
За период функционирования в 2008 году электронной торговой площадки объявлено 698 электронных аукционов на общую сумму 433 млн. рублей. Наибольшую долю (45,5%) в общей сумме размещаемых данным способом заказов заняли заказы на поставку товаров медицинского назначения, 23,6% - заказы на поставку продуктов питания и 17,8% вычислительной техники (рис. 4).
Рис. 4. Изменение уровня конкуренции при проведении электронных торгов в 2008 году
Результаты электронных аукционов доказали преимущества данного способа размещения заказов. Экономическая эффективность от снижения начальной цены контрактов при проведении электронных торгов в среднем составила 13%, что позволило достичь экономии бюджетных средств в размере 56 млн. рублей. При этом среднее число участников торгов (5 участников) достигло максимальной отметки среди прочих способов размещения заказов, а поставщиками, подрядчиками и исполнителями для нужд региона кроме предприятий г. Омска и Омской области стали предприятия г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, а также Московской области, Ленинградской области, Новосибирской области, Алтайского края, Краснодарского края, Красноярского края и других субъектов Российской Федерации.
Подтверждением динамичного развития конкурентной среды на рынке товаров, работ, услуг для нужд Омской области в целом стало увеличение в сравнении с 2007 годом в 2,4 раза числа зарегистрированных для участия в размещении заказов физических и юридических лиц, которое на конец 2008 года составило около 7,8 тысяч, а также рост участников размещения заказов с 4 до 4,3 среднего показателя, характеризующего уровень конкуренции.
Кроме того, наряду с активностью и приобретенным трехлетним опытом участия в государственных заказах поставщиков, возросшим качественным уровнем подготовки заказов со стороны заказчиков способствовал сокращению в 3,2 раза доли несостоявшихся размещений в результате отсутствия заявок от участников (рис. 5).
Рис. 5. Сравнительный анализ итогов размещения государственного заказа Омской области
в 2007-2008 годах
В целях дальнейшего расширения конкурентной среды и развития электронной торговли, 1 августа 2008 года Министерством экономики Омской области заключено соглашение с Ассоциацией электронных торговых площадок, в состав которой вошли более половины субъектов Российской Федерации и восемь удостоверяющих центров, действующих на ее территории.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
За счет средств бюджетов муниципальных районов Омской области и средств областного бюджета, направленных на выравнивание их бюджетной обеспеченности, а также внебюджетных источников финансирования 2008 года муниципальными заказчиками заключено 13,3 тысячи контрактов и 94,6 тысяч договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг на общую сумму 11266,4 млн. рулей. При этом, исходя из численности населения и объемов финансового обеспечения, большая часть закупок осуществлена г. Омск, заключившим свыше 25,0 тысяч муниципальных контрактов и сделок, или около 50% от общей суммы муниципальных заказов.
Рис. 6. Структура муниципального заказа Омской области в 2007-2008 годах(по сумме размещений)
Аналогично государственному заказу в 2008 году произошли изменения структуры муниципального заказа Омской области (рис. 6).
Практически в 1,5 раза увеличились объемы закупок, осуществляемых посредством проведения торгов. При этом большая часть (59,2%) от общего объема размещенного муниципального заказа пришлась на открытые аукционы, проведение которых осуществлялось с наибольшей эффективностью (13,4%) (рис. 7).
Рис. 7 Соотношение экономической эффективности и удельного веса торгов и запросов котировок
в 2008 году
С одновременным ростом удельного веса торгов в общем объеме муниципального заказа, а также запросов котировок цен (с 3,1% в 2007 году до 4,5% в 2008 году) произошло снижение с 16,6% до 12,6% доли закупок малого объема, а также уменьшение с 18,2% до 15,1% доли заказов, размещенных у единственного поставщика, подрядчика и исполнителя без проведения торгов и запроса котировок.
Сложившаяся за последние годы структура закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Омской области осталась без существенных изменений: большая часть бюджетных средств (около 80%) направлена на строительно-ремонтные работы, 16% – на поставку товаров и 4% – на оказание услуг.
Треть объемов закупленных товаров заняли топливо и ГСМ, среди прочих – оборудование, компьютерная техника, товары медицинского назначения (лекарства и медицинская техника) и автомобильная техника.
По итогам проведенных торгов и запросов котировок общая экономия бюджетных средств в результате снижения начальной цены муниципальных контрактов составила 9,2%.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При существующем в Омской области децентрализованном принципе размещения государственных заказов результативность закупочной деятельности обусловлена внедрением с 1 января 2008 года автоматизированной системы управления государственными закупками АСУ ГЗ, позволяющей в едином информационном поле осуществлять взаимосвязь с государственными и муниципальными заказчиками, производить комплексную автоматизацию операций планирования, размещения и исполнения заказов, оперативно получать любые сведения о государственных закупках, осуществлять координацию и контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в вопросах размещения заказов.
Визитной карточкой действующей в Омской области системы государственного заказа является сайт в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.omskzakaz.ru, занявший в 2008 году четвертое место в сводном рейтинге информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для размещения заказов, составленном Институтом Развития Свободы Информации (www.svobodainfo.org). Построенный на принципах открытости и прозрачности, сайт обеспечивает полноту и доступность информационных ресурсов по государственным и муниципальным заказам любому заинтересованному лицу, а также переводу взаимодействия населения и государственного сектора в совершенно новую прогрессивную форму, обеспечивая при этом общественный контроль за бюджетными расходами.
Всего на официальном сайте 19 разделов, которые позволяют получать информацию о конкретных заказах и, в отличие от действующих в других регионах сайтах, отражают тенденции и перспективы развития государственного заказа в Омской области.
Так, в разделе "Заказы" участники могут ознакомиться с полным перечнем размещаемых государственных и муниципальных заказов, способами их размещения, условиями поставки и оплаты товаров, работ, услуг.
Раздел "Спрос" отражает конкретные товарные позиции, размещаемые в форме торгов или запросов котировок, которые классифицированы с использованием Общероссийских справочников ОКП и ОКВЭД. Данный раздел особенно удобен для поставщиков, поскольку позволяет оперативно получать полную информацию о закупаемой продукции, а также ее характеристиках.
Раздел "План-график" знакомит участников с информацией о планируемых государственными заказчиками процедурах размещения заказов на очередной период (месяц, квартал) финансового года.
В разделе "Реестр" содержатся сведения о заключенных государственных и муниципальных контрактах и отчеты об их исполнении.
Предписания, выданные заказчику, уполномоченному органу на размещение заказов, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а также решения по результатам рассмотрения жалоб по существу размещаются в созданном для этих целей разделе "Контроль".
Кроме того, для обмена опытом и диалога между государственными, муниципальными заказчиками и участниками размещения заказов на сайте создан специальный раздел "Форум".
Для обеспечения информационной безопасности и юридической значимости действий всех участников торговой системы в Омской области внедрена электронная цифровая подпись, а также предусмотрена RSS – рассылка, позволяющая оперативно получать информацию о размещаемых заказах на официальном сайте.
За 12 месяцев 2008 года на сайте www.omskzakaz.ru размещены 7084 заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Омской области на общую сумму 13 547,7 млн. рублей. Основную долю 77,7% заняли заказы, размещенные государственными заказчиками, 22,2% – муниципальными заказчиками, оставшиеся 0,1% – иными организациями.
Таблица 1
Показатели работы официального сайта Омской области
в сети "Интернет" в 2007-2008 годах
Наименование показателя
|
Год
|
В %
к 2007 году
|
2007
|
2008
|
1.
|
Количество зарегистрированных организаций с правом размещения информации о заказах
|
639
|
790
|
123,6
|
2.
|
Количество участников размещения заказов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей)
|
3234
|
7761
|
240
|
3.
|
Среднее число обращений к сайту в сутки
|
805
|
1010
|
125,5
|
Помимо совершенствования информационно-технической базы, с целью обеспечения открытости и прозрачности при размещении заказов для нужд региона, демонстрации достижений и перспектив развития данного направления деятельности, а также знакомства с опытом других субъектов Российской Федерации Омская область на протяжении двух лет являлась постоянным участником Всероссийского форума-выставки «Госзаказ» (г. Москва). В 2008 году представлена экспозиция и проведена презентация действующей в Омской области системы государственных закупок. По результатам выставки Министерство экономики Омской области отмечено дипломом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «За большой вклад в подготовку и проведение четвертого Всероссийского Форума-выставки «Госзаказ – 2008».
НОРМАТИВНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В 2008 году для установления единства при размещении государственных заказов, совершенствования их информационного обеспечения, а также во избежание нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов Министерством экономики Омской области разработаны и утверждены:
- Временный регламент предоставления государственными и муниципальными заказчиками Омской области информации о размещении заказов для размещения на официальном сайте Омской области в сети "Интернет";
- Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме;
- Порядок регистрации участников размещения заказа на сайте в сети "Интернет" для участия в открытых аукционах в электронной форме;
- Меры по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и применению защитных механизмов в целях предупреждения рисков, связанных с их действиями;
- Требования к качеству и безопасности пищевой продукции для включения в документацию о проведении открытого аукциона согласованные с контрольно-надзорными органами.
В рамках ограниченных полномочий субъектов Российской Федерации по нормативному регулированию в сфере размещения заказов, основным механизмом совершенствования деятельности в данной сфере являлась разработка методических рекомендаций по наиболее сложным вопросам применения законодательства и разрешения правовых коллизий.
Так, в 2008 году в Министерство экономики Омской области поступило около ста обращений государственных и муниципальных заказчиков, большая часть из которых касалась вопросов определения одноименности товаров (работ, услуг), процедуры проведения открытого аукциона, внесения изменений в государственные или муниципальные контракты, размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства экономики Омской области в части повышения эффективности закупочной деятельности являлась подготовка квалифицированных кадров для системы государственных и муниципальных закупок области. Продолжена работа по организации обучения на базе Регионального центра Института управления закупками и продажами при ГОУ ВПО "Новосибирский государственный технический университет" и Центра делового образования при ГОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" специалистов по курсу "Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд". Число обученных специалистов в 2008 году составило свыше 500 человек.
Проведена учеба государственных заказчиков по использованию автоматизированной системы управления государственными закупками Омской области (АСУ ГЗ). Обучено свыше 700 специалистов, занятых в размещении заказов.
С целью оказания консультационной помощи государственным и муниципальным заказчикам Министерством экономики Омской области организованы и проведены:
- семинары-совещания для специалистов экономических, финансовых и юридических служб по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов по теме: "Организация системы муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ"; "Совершенствование системы государственного и муниципального заказов как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств".
- семинар для руководителей и представителей организаций, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) для государственных нужд Омской области по теме: "Особенности участия в электронных торгах";
- научно-практический семинар "Региональная система государственных закупок" в рамках работы III Межрегионального информационного конгресса "Роль регионов в реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации".
КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Министерством экономики Омской области как органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов, в 2008 году проведено 6 плановых проверок, а также рассмотрено 76 обращений о нарушении заказчиками, уполномоченным органом на размещение заказов, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Таблица 2
Показатели работы органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов,
в 2007-2008 годах
Наименование показателей
|
По годам
|
В %
к 2007 году
|
2007
|
2008
|
Проведение проверок
|
Количество проверок, из них:
|
33
|
82
|
248
|
плановых
|
7
|
6
|
86
|
внеплановых
|
26
|
76
|
292
|
выдано предписаний
|
13
|
43
|
331
|
Рассмотрение жалоб
|
Количество поданных жалоб, из них:
|
26
|
66
|
254
|
отозвано
|
2
|
12
|
в 6 раз
|
возвращено без рассмотрения
|
3
|
10
|
333
|
отклонено или не удовлетворено по результатам рассмотрения
|
11
|
28
|
254,5
|
удовлетворено (частично удовлетворено)
|
13
|
26
|
в 2 раза
|
В 2008 году проведены плановые контрольные мероприятия в отношении Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Главного организационно-кадрового управления Омской области, подведомственных им получателей бюджетных средств, а также Управления делами Правительства Омской области, Министерства финансов Омской области и Управления внутренних дел Омской области.
Плановыми проверками охвачено размещение 421 заказа, при этом, несмотря на специфику деятельности каждого государственного заказчика, в 274 заказах выявлены следующие нарушения, имеющие идентичный характер:
1) неверный выбор способа размещения заказа;
2) предъявление требований к участнику размещения заказа, не соответствующих законодательству;
3) необоснованный отказ в допуске к участию в торгах либо необоснованный допуск к участию в торгах;
4) отсутствие указания в предмете государственного контракта объемов выполняемых работ, оказываемых услуг, а также их характеристик;
5) включение в состав одного предмета торгов (лота) товаров, работ, услуг функционально не связанных между собой;
6) несоответствие критериев оценки заявок законодательству, а также отсутствие порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
7) отсутствие разграничения полномочий заказчика и комиссии по размещению заказов;
8) внесение изменений в условия государственного контракта, в том числе увеличение цены в случаях, не предусмотренных законодательством;
9) ограничение конкуренции путем указания на товарные знаки, фирменные наименования, наименование производителя, патенты без сопровождения словами «или эквивалент»;
10) несоответствие информации, указанной в извещении, документации и проекте государственного контракта.
По результатам плановых контрольных мероприятий Министерством экономики Омской области в адрес государственных заказчиков направлены предписания об устранении выявленных нарушений и предотвращении их в будущем.
В 2008 году наблюдался рост количества жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов на размещение заказов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Из 76 рассмотренных обращений 66 обращений (87% от числа поступивших) содержали жалобы на действия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов на размещение заказов, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий, оставшиеся 10 обращений содержали информацию о нарушении законодательства при размещении заказов. При этом в 34 обращениях содержалась информация о нарушениях законодательства государственными заказчиками и в 42 обращениях – информация о совершении тех же нарушений муниципальными заказчиками.
Значительно изменилась структура жалоб по сравнению с предыдущими годами. Одновременно с ростом их общего количества (с 13 в 2007 году до 26 в 2008 году) доля обоснованных жалоб в общей структуре уменьшилась с 50% до 39% (рис. 8).
Рис. 8. Структура жалоб по итогам рассмотрения в 2006-2008 годах, %
Результаты проведения внеплановых проверок и рассмотрения жалоб по существу в 2008 году обусловили следующую структуру нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов (рис. 9):
- отбор участников конкурса, аукциона или запроса котировок (допуск, не допуск участников размещения заказа к участию в конкурсе, аукционе или запросе котировок) – 37%;
- несоответствие конкурсной документации, документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок требованиям законодательства (требование о предоставлении в составе заявки документов, не предусмотренных Федеральным законом; требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Федеральным законом; отсутствие требования обеспечения исполнения контракта, в установленных Федеральным законом случаях; указание товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент"; отсутствие в документации сведений, предусмотренных Федеральным законом; установление критериев оценки, не предусмотренных Федеральным законом; отсутствие значимости критериев оценки) – 31%;
- включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов – 14%;
- нарушение порядка проведения аукциона – 6%;
- неверный выбор способа размещения заказа – 4%;
- размещение на официальном сайте протоколов, составленных в ходе размещения заказов, с нарушение сроков, предусмотренных Федеральным законом – 4%;
- размещение бюджетным учреждением заказа без передачи ему соответствующих полномочий – 2%;
- нарушение порядка оценки конкурсных заявок – 2%.
Рис. 9. Структура нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов
по результатам внеплановых проверок в 2006-2008 году, %
Кроме того, Министерством экономики Омской области в 2008 году рассмотрено 100 обращений о согласовании возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). По результатам рассмотрения указанных обращений государственными и муниципальными заказчиками получено согласование в 81 случае, что позволило заключить государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 1658,2 млн. рублей. В остальных случаях выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, которые привели к отказу в согласовании.
Таблица 3
Согласование возможности размещения заказа
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Наименование показателей
|
По годам
|
В %
к 2007 году
|
2007
|
2008
|
Количество рассмотренных обращений
|
62
|
100
|
161,2
|
- по государственным заказчикам
|
36
|
15
|
42
|
- по муниципальным заказчикам
|
26
|
85
|
327
|
Количество согласованных обращений
|
54
|
81
|
150,0
|
Количество отклоненных обращений
|
8
|
19
|
237,5
|
Количество обращений, по которым установлено, что согласование не требуется
|
0
|
0
|
-
|
Помимо плановых и внеплановых проверок Министерством экономики Омской области в течение 2008 года проводился регулярный мониторинг размещения государственных и муниципальных заказов для нужд Омской области в части несвоевременного размещения на официальном сайте информации о размещении заказов (протоколов, сведений о государственных контрактах), размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, а также необходимости применения обеспечительных мер, направленных на предупреждение неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении контрактов. При установлении нарушений информация о необходимости соблюдения норм законодательства направлена заказчикам.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Министерством экономики Омской области в рамках осуществления контроля в сфере размещения заказов в соответствии со статьей 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при выявлении признаков административных правонарушений в сфере размещения заказов проводилась работа по возбуждению и расследованию дел об административных правонарушениях с применением мер привлечения к административной ответственности государственных и муниципальных заказчиков.
По результатам проведенной работы возбуждено 47 дел об административных правонарушениях, из которых 11 дел – в отношении действий, совершённых при размещении государственных заказов и 36 дел – в отношении действий, совершённых при размещении муниципальных заказов для нужд Омской области.
По итогам рассмотрения дел вынесено 9 постановлений о назначении административных наказаний в виде наложения административных штрафов на общую сумму 250,0 тыс. рублей. Из них 8 постановлений (в соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение членом аукционной комиссии порядка отбора участников аукциона и 1 постановление (в соответствии с частью 1 статьи 7.30 Кодекса) за опубликование должностным лицом муниципального заказчика в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов с нарушением требований законодательства.
Кроме того, составлен 121 протокол и вынесены 114 постановлений в связи с прекращением производства по делам об административных правонарушениях ввиду полного отсутствия состава административного правонарушения или в связи с его малозначительностью, из которых 2 постановления – по результатам прокурорских проверок.
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях возрастало по мере увеличения количества размещаемых заказов (рис. 10).
Рис. 10. Динамика дел об административных правонарушениях, возбужденных в 2008 году
При этом структура совершенных административных правонарушений в сфере размещения заказов по итогам выявленных в процессе рассмотрения жалоб и поступившей информации о несоблюдении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, сложилась следующим образом (рис. 11).
Рис. 11. Структура совершенных административных правонарушений
в сфере размещения заказов в 2008 году
Значительная часть административных нарушений или 73% совершено при рассмотрении заявок на участие в торгах, запросе котировок, а также при проведении открытого аукциона, 11% – установление не предусмотренных законодательством требований к представлению участниками размещения заказа в составе документов и сведений, критериев оценки заявок и их значимости, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанных между собой.
В судебном порядке за 2008 год обжалованы 8 постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере размещения заказов. По результатам их рассмотрения судами общей юрисдикции вынесены 2 решения об оставлении постановлений без изменения и жалоб без удовлетворения, по которым взыскан штраф в размере 60,0 тыс. рублей. Кроме того, вынесены 6 решений об отмене постановлений и прекращении производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений.