Промышленная Сибирь Ярмарка Сибири Промышленность СФО Электронные торги НОУ-ХАУ Электронные магазины ВТТВ-Омск Выставки Бизнес-Омск Вакансии Карта сайта
Главная Реестр закупок Заказы Спрос Реестр Спецификации Заказчики Коммерческие торги  

Информация

Новости
Разъяснения
Извещения
Внесение изменений
Официальные документы
Аналитика

Контроль

Жалобы
Предписания

Общение

Форум

Вход для заказчиков

Личный кабинет

Полезные ресурсы

Ленты новостей

Новости сайта
Способы закупок

Ссылки

Ссылки на сайты МР
Банк
« Назад к списку документовверсия для печати
Анализ размещения государственных заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для нужд Омской области в 2007 году

       Двухлетняя практика реализации в Омской области Федерального закона   от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон) указывает на позитивные тенденции в  деятельности всех участников данного процесса и, прежде всего, государственных и муниципальных заказчиков.
       По данным управления государственного заказа Омской области Министерства экономики Омской области и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона общий объем закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд Омской области в 2007 году достиг 22149,4 млн. руб. (табл. 1).
       Более половины закупок (61%) пришлось на государственный заказ, объем которого составил 13490,6 млн. руб. или 31,7% в расходах регионального бюджета.
       В целом характер размещения государственного заказа, несмотря на недавний опыт применения Федерального закона, отмечен положительной динамикой. Возможность сокращения расходов, связанных с процедурами размещения заказов, в том числе посредством их укрупнения, а также эффективное планирование закупок способствовали значительному росту с 61,5% в 2006 году до 78,3% в 2007 году доли торгов (конкурсов, аукционов), объем размещений по которым достиг 10563,5 млн. руб. (рис. 1, 2). Кроме того, с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года № 609-р в Омской области освоена практика проведения наиболее прозрачной и экономически выгодной формы торгов открытых аукционов, доля которых в общем объеме закупок составила  около 3% или 391 млн. руб.
Рис. 1. Динамика закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по способам размещения заказов
в 2006-2007 годах, млн.руб.
                                                                                                    2006 год                                                                                                                                                                                      2007 год
                      
Рис. 2. Изменение структуры государственного заказа в 2006-2007 годах 

       Активное проведение торгов повлекло за собой сокращение в 3,5 раза заказов, размещенных у единственного поставщика, доля которых составила 7% или 934,3 млн. руб. Вместе с тем, возрос удельный вес до 2,6% на сумму 356 млн. руб. закупок, производимых по запросам котировок цен, что связано, прежде всего, с увеличением суммы размещения заказов данным способом с 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
       Неизменной 12% или 1636,8 млн. руб. осталась доля закупок малого объема (до 60 тыс. руб. и с июля 2007 года до 100 тыс. руб.).
       Реализация основных задач и программ социально-экономического развития Омской области определили структуру произведенных закупок товаров (работ, услуг)  для государственных нужд: более половины заказов (64% на сумму 6982,2 млн. руб.), размещенных способами проведения торгов и запросов котировок, пришлось на строительно-ремонтные работы, 21% на сумму 2277,6 млн. руб. на оказанные услуги и 15% на сумму 1660,2 млн. руб. на поставку товаров (рис. 3).
       Среди закупленных товаров наибольший удельный вес заняли товары медицинского назначения (37,8% на сумму 627,9 млн. руб.) и продукты питания (12,7% на сумму 210,6 млн. руб.). Далее, практически в равных долях автомобильная техника и топливо (соответственно 10% на сумму 165,2 млн. руб. и 8,5% на сумму 141,8 млн. руб.). Среди прочих товаров наибольший удельный вес имела вычислительная техника (5,6% на сумму 93,8 млн. руб.) (рис. 3).

Рис. 3. Структура государственных закупок товаров (работ, услуг) в 2007 году

       Анализ произведенных закупок отдельных групп товаров показал на  развитую конкурентную среду, сложившуюся на региональном рынке вычислительной техники, продукции текстильной и трикотажной промышленностей, продуктов питания, медикаментов, что подтверждено наибольшей эффективностью использования бюджетных средств размещенных заказов (более 10%) и среднем количестве участников 4 и более.
       Исходя из структуры закупаемых товаров (работ, услуг) для нужд Омской области, сформировался перечень основных государственных заказчиков, включая подведомственные учреждения, на долю которых пришлась практически половина (49% или 5341,8 млн. руб.) объемов размещенных заказов. Среди них (рис. 4):
       Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (18,7% на сумму 2068,7 млн. руб.);
       Министерство строительства и ЖКХ Омской области (14,6% на сумму 1627 млн. руб.);
       Министерство здравоохранения Омской области (11% на сумму 1104 млн. руб.);
       Министерство труда и социального развития Омской области (5,7% на сумму 542,1 млн. руб.).
       Доля остальных 25 государственных заказчиков в общем объеме государственных закупок составила 51% на сумму 5578,2 млн. руб.
       Проведенный анализ показал, что удельный вес объемов размещенных  государственными заказчиками заказов не всегда соответствовал числу объявленных (числу лотов), где лидерами стали: Министерство здравоохранения Омской области (902 лота), Министерство труда и социального развития Омской области (762 лота), Министерство образования Омской области (371 лот), Министерство культуры Омской области (254 лота) и Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (232 лота). 
Рис. 4. Соотношение объемов и количества размещенных заказов
основными государственными заказчиками в 2007 году

       Рост количественных показателей, связанных с увеличением объемов размещенных заказов в 2007 году, сопровождался заметными качественными изменениями в закупочной деятельности Омской области. По итогам размещенного в 2007 году государственного заказа условная экономия бюджетных средств в результате снижения начальных цен контрактов составила 563,2 млн. руб. или 5%. Причем, несмотря на значительный удельный вес экономии бюджетных средств за счет проведения открытых конкурсов (458,6 млн. руб. или 81,4%), наибольшее снижение цен наблюдалось при запросах котировок (12,8%), а также в результате проведения наиболее эффективной формы торгов открытых аукционов (11,8%) (рис.5).
Рис. 5. Соотношение условной экономии бюджетных средств и экономической эффективности при размещении государственного и муниципального заказов в 2007 году
       Существенным шагом в деле совершенствования закупочной деятельности в Омской области, повышения ее эффективности стало проведение в 2007 году совместных торгов (аукциона) на поставку продуктов питания для учреждений здравоохранения и образования. Как показал опыт регионов, кроме Омской области данная форма размещения заказов среди субъектов Сибирского федерального округа была применена лишь в Алтайском крае.
       По результатам совместного аукциона условная экономия бюджетных средств составила свыше 3 млн. руб. или 7,4% к начальной цене государственных контрактов, что, позволило достигнуть значительного снижения закупочных цен, в том числе на молоко питьевое до 18,35 руб./л при среднерыночной цене 23 руб./л (рис. 6).

Рис. 6. Итоги проведения совместных торгов (аукциона) на поставку продуктов питания для государственных учреждений здравоохранения и образования Омской области
в 2007 году

       Положительные тенденции также подтверждаются сокращением числа обоснованных жалоб, поступивших в управление государственного заказа Омской области на действия (бездействие) заказчиков (рис. 7).
       Наряду с положительной динамикой следует отметить сохранившийся в 2007 году высокий уровень несостоявшихся размещений заказов, в том числе по причинам отсутствия заявок (41% от общего числа объявленных лотов), поступления только одной заявки (13%) или допуска только одного участника (7%) (рис. 8).
       Сложившаяся ситуация негативным образом влияет, прежде всего, на развитие конкурентной среды на областном рынке товаров (работ, услуг) и снижение  в целом эффективности размещения заказов. В этой связи необходимо принятие государственными заказчиками более действенных мер, направленных на развитие добросовестной конкуренции за счет расширения возможности участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, а также на повышение качественного уровня подготовки размещаемых заказов с целью предотвращения нарушений и злоупотреблений в данной сфере.
       Кроме того, недостаточно внимания со стороны государственных заказчиков уделяется вопросам участия субъектов малого предпринимательства в торгах. Из-за отсутствия контроля за реализацией положений статьи 15 Федерального закона, устанавливающей квоты в размере 10-20% от общего объема закупок для субъектов малого предпринимательства, последние участвуют в торгах на общем основании

                                                                                                    2006 год                                                                                                                                                2007 год   
                      
Рис. 7. Структура жалоб на действия (бездействие) заказчиков в 2006-2007 годах

Рис.  8. Итоги размещения государственного и муниципального заказов в 2007 году
       С целью реализации Федерального закона  и повышения эффективности закупочной деятельности в регионе управлением государственного заказа Омской области организованы и проведены в 2007 году следующие мероприятия:
       - совместно с ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» обучение 432 человек на базе НОУ «Омский Дом Знаний» (г. Омск) по курсу: «Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд»;
        - консультационные семинары по темам:
       «Порядок применения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, правила и процедуры размещения государственных и муниципальных заказов»;
       «Порядок размещения заказов. Типичные нарушения и способы их избежания»;
       «Совершенствование системы государственного и муниципального заказов как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств»;
        «Государственные и муниципальные закупки в соответствии с новым законодательном»;
       «Порядок проведения аукциона (семинар тренинг)».
       В качестве консультационной помощи государственным и муниципальным заказчикам разработаны и доведены до сведения методические разъяснения:
       1. О порядке публикации в газетах и размещения на официальном сайте информации и сведений о размещении заказов;
       2. О порядке изменения условий государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
       3. О порядке заключения государственного (муниципального) контракта на поставку тепловой энергии и договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии;
       4. О порядке согласования возможности размещения заказа для нужд Омской области и нужд муниципальных образований Омской области способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
       5. О порядке проведения аукциона (сценарные условия).
       В 2007 году Омская область впервые приняла участие в III Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ 2007» (26-28 марта 2007 года, г. Москва). В состав официальной делегации вошли представители государственных и муниципальных заказчиков Омской области, исполнители приоритетных национальных проектов, а также представители бизнеса, являющиеся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственного заказа. В результате подобного экспозиционного решения Министерство экономики Омской области было отмечено дипломом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «За актуальную идею представления экспозиции и участие в Третьем Всероссийском Форуме-выставке «Госзаказ 2007»1.
       Достигнутые положительные результаты Омской области в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа были отмечены при проверке, проводимой по поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО А.В. Квашнина. Кроме того, по итогам Национального рейтинга прозрачности закупок, целью которого является проведение объективного анализа процессов осуществления закупок государственными и муниципальными заказчиками и определение уровня прозрачности и эффективности их закупочной деятельности, Омская область получила оценку «ПР + высокая прозрачность». 


Таблица 1
Характеристика размещения государственных и муниципальных заказов для нужд Омской области в 2006-2007 годах

Способы размещения заказов
2006 год
2007 год
Объем заключенных
контрактов и сделок
Доля
в общем объеме заключенных государственных и муниципальных контрактов и сделок, %
Объем заключенных контрактов и сделок 
Доля
в общем объеме заключенных государственных и муниципальных контрактов и сделок, %  
млн.руб.
%
млн.руб.
%
Государственный заказ
Запросы котировок
111,3
1,8
0,9
356
2,6 
1,6
Торги
3836,9
61,5
30
10563,5
78,3
47,7
в т.ч. аукционы
0
0
0
390,7
2,9
1,8
Ед.поставщик*
1522,4
24,4
11,9
934,3
7
4,2
Малые объемы*
765,4
12,3
6
1636,8
12,1
7,4
ИТОГО объем заключенных государственных контрактов и сделок
6236
100
48,8
13490,6
100
60,9
Муниципальный заказ*
Запросы котировок
97,5
1,5
0,8
272
3,1
1,2
Торги
2846,3
43,6
22,3
5377,1
62,1
24,3
в т.ч. аукционы
0
0
0
142,3
1,6
0,6
Ед.поставщик
3006,5
46,1
23,6
1571,7
18,2
7,1
Малые объемы
578
8,9
4,5
1438
16,6
6,5
ИТОГО объем заключенных муниципальных контрактов и сделок
6528,3
100
51,2
8658,8
100
39,1
ИТОГО государственный и муниципальный заказ
Запросы котировок
208,8
-
1,6
628
-
2,8
Торги
6683,2
-
52,4
15940,6
-
72
в т.ч. аукционы
0
-
0
533
-
2,4
Ед.поставщик
4528,9
-
35,5
2506
-
11,3
Малые объемы
1343,4
-
10,5
3074,8
-
13,9
ИТОГО объем заключенных государственных и муниципальных контрактов и сделок
12764,3
-
100
22149,4
-
100
* - данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области

1 В 2008 году Министерство экономики Омской области отмечено дипломом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «За большой вклад в подготовку и проведение Четвертого Всероссийского Форума-выставки «Госзаказ-2008».

Скачать документ(ы):
ИТОГИ 2007 года на сайте.doc

Рейтинг сайтов Субъектов Федерации по размещению госзаказа - 15 место
Государственные закупки Омской области © 2005-2016